Как проводить человека в последний путь по православному обряду
В основе православной традиции похорон лежит незыблемая вера в нетленность человеческой души и возможность ее возрождения в новом мире. Лучше он будет или хуже — зависит от того, насколько достойным было земное существование. Последняя поддержка близких об умирающем и умершем чрезвычайно важна. Привлекая традиции и священные церковные обряды, они хотят помочь избавлению от грехов и очищению. Чтобы усопший предстал перед высшим судом в как можно более достойном виде.
Что предписывает русская православная традиция для похоронного обряда
После полной забот, тревог и испытаний земной жизни человек уходит, оставляет все бренное. Освобожденная душа в смятении и надежде на вечное существование ждет встречи с Богом, которая произойдет лишь на третий день. Истинному христианину в любой ситуации во все времена унять тревогу помогает чистота тела и помыслов. В ответственный момент важно, чтобы душа очистилась и оставила позади себя чистое тело. Поэтому так важно произвести такие очищающие обряды, как:
- Для тела — омыть и надеть свежую одежду, укрыть чистым саваном, уложить в чистый гроб головой под образа.
- Для души — заботиться о том, чтобы все грешное было связано и разрешено на земле с помощью исповеди, чтения заупокойных молитв, панихиды и литии.
Чтобы подчеркнуть искреннюю приверженность покойного к православной вере, в похоронном обряде используют специальные символы:
- Обязательно надеть нательный крестик, лучше тот, который постоянно носился при жизни.
- В сомкнутые руки кладут подорожную — листок с написанной на нем разрешительной молитвой, рядом — иконку.
- На лоб должен быть наложен венчик — бумажная полоса с началом текста одной из главных православных молитв «Отче наш».
Чтобы обобщить и упорядочить необходимый набор мероприятий для совершения похорон по православной традиции приведем следующую таблицу:
Таблица. Последовательность действий при русском православном похоронном обряде
Текущее положение |
Практические действия |
Побудительная причина |
1. Очевидное приближение смерти |
Исповедь, соборование (если возраст не менее 7 лет) чтение канона на благополучный исход души при ее расставании с телом |
Очищение от грехов, избавление от физической и душевной боли |
2. Приготовление к похоронам |
Тело омывается, облачается в чистую одежду, укладывается в гроб в соответствии с каноническими традициями и доставляется в храм |
Чтобы перед Судом все было в достойном виде |
3. Покойный в храме |
Панихида, чтение храме полного канона на исход души |
Успокоить мытарства новопреставленной души |
4. Похороны (3-й день по смерти) |
Отпевание или заочное отпевание (в случае кремации), транспортировка на кладбище, чтение литии, погребение, установление временного деревянного православного креста |
Помощь в возрождении в новой жизни |
5. Поминки (3-й, 9-й и поминают пищей, чтением40-й смерти) |
С церковного благословения дни после молитв, заказывается лития/панихида/ обедня/заупокойная литургия или просто молятся в храме |
Для упокоения души (девятины — во славу ангелов, сороковины — во славу Воскресения) |
6. 40 дней и далее каждая годовщина смерти |
Заказывается годовое поминовение или Неусыпаемая Псалтирь |
Моление о спасении души, облегчении ее мытарств |
Это основные мероприятия и их последовательность. Однако мирская жизнь протекает не у всех спокойно и размеренно. В силу особенностей службы, работы, увлечений человек может скончаться в таком месте и при таких обстоятельствах, что его каноническое погребение столкнется с трудностями.
Часто встречающиеся нестандартные ситуации
Не все похороны удается провести по единому стандартному образцу. На это могут повлиять как субъективные, так и объективные причины. Православная Церковь старается с пониманием относиться к каждому случаю, к неоднозначности мирского сознания и к тому, что обстоятельства смерти не всегда бывают спокойными. Рассмотрим некоторые случаи, которые не вписываются в канонические нормы православного обряда.
- Кремация или погребение. Православная церковь в принципе против кремации, так как при этом теряется сакральный смысл, связанный с погребением, засыпанием зерна землей и ожиданием его прорастания как Воскресения для новой жизни. Однако, существует множество причин, таких как нехватка места на кладбище, распространение заразных заболеваний и прочих, когда кремация является необходимой. В этом случае нужно обратиться к священнослужителю, который исследовав все обстоятельства даст или не даст благословление и проведет заочный обряд по покойному.
Внимание! Урну с прахом в Храм приносить нельзя.
- Умирающий не приходит в сознание. В этом случае он не может исповедаться для отпущения грехов и причаститься. Тогда и елеосвящение представляется невозможным. Однако, если человек при жизни несомненно был хорошим прихожанином, то православная Церковь считает, что таинство соборования возможно проводить даже в том случае, когда он находится без сознания.
В общем случае, если человек не успел покаяться перед смертью, особый смысл приобретает забота родных и близких о его душе. Чтобы облегчить ее мытарства, заказывается особая сорокадневная служба — Сорокоуст за упокой. Он читается в самом священном месте храма, и при этом священник достает из чаши записки с именами, которые упоминает. Такая молитва суть соборное прошение. Она обладает большой силой и влияет на милость Божьего суда при вынесении приговора.
Об организации поминок
Для того, чтобы помянуть усопшего едой, также существуют особые каноны. Обязательным блюдом является кутья, предварительно освященная в Храме, так как ее основа — это зерно, символ Возрождения. Также приветствуются блины, вода с медом, кисель. Можно подавать и другую еду, как скоромную, так и постную (во время поста).
Важно! В православной традиции не принято заваливать столы алкоголем и обилием деликатесов. Не приветствуется и музыка.
Создать нужную обстановку поможет молитва, которую читают также и при приготовлении блюд, а также доброе упоминание покойного.
Постоянная память на месте упокоения
После того, как после смерти прошел год, временный крест, установленный на могиле приходит в негодность. Тогда он вынимается из земли и вместо него устанавливается добротный долговечный памятник. Традиция не предполагает размещение фотографий — только имена, даты и очень хорошо еще — высеченные навечно памятные изречения. Однако конечное решение об обустройстве могилы остается за близкими покойного.
В заключении позволим себе сделать вывод о том, что проводы человека в мир иной по православным канонам и традициям — это очень деликатный вопрос, требующий грамотного подхода. Ведь приходится следовать как букве высшего закона, так и мирским обстоятельствам. Вряд ли получится сделать все правильно без помощи священника.
Если вы по каким-то причинам затрудняетесь выйти на связь с представителями церковной службы, отвечающим за организацию духовных похоронных мероприятий, мы вам в этом поможем, также, как и с полной организацией похорон, включающей транспортировку и установку памятника.