Назвать буддизм однозначно религией будет неправильно. Потому что это особенная форма мировоззрения, в рамках которой есть и обрядовость, и традиции, но главной составляющей является философское учение, сложное для понимания простого обывателя. Здесь нет статичных догм и объективного Бога.
В буддизме жизнь — это сансара — поток множества рождений и смертей. Это не неизменная сущность душа+тело, которая принимается за истину в индуизме, а гораздо более сложное понятие, вобравшее в себя суперпозицию постоянно меняющихся скандх, то есть составляющих элементов личности человека.
Скандхи определяют бремя страданий и омрачений, которые испытывает душа любого существа в колесе перерождений сансары. Пока он обуреваем страстями, привязанностями к материальному и жаждой бытия, нет возможности вырваться из этого круговорота. Человек или другой живой субъект рождается вновь и вновь. Каждый раз происходит перевоплощение: равноценное, в лучшую или худшую сторону – в зависимости от кармы, которую индивид сам себе создает добрыми или злыми, правильными или неправильными поступками и мыслями. Но всегда душа будет в состоянии несвободы. И только вырвавшись из сансары, она перестанет страдать и перейдет на новый, более высокий уровень реализации — в нирвану, а достигши высшего уровня просветления — в паринирвану.
Что есть смерть в бесконечной череде перевоплощений? Наряду с рождением, это всего лишь точка отсчета для нового цикла, дающего возможность к совершенствованию души, просветлению и достижению нирваны. Поэтому в буддизме отношение к смерти самое спокойное. Здесь не приняты громкие истерики и помпезные похоронные мероприятия. Зато очень важно проявлять заботу о душе.
Душа в буддизме понимается совсем не так, как в других религиях, где она суть частица божественного и неизменного, созданного по высшей воле. Когда говорим о душе в буддизме, имеем в виду постоянно развивающуюся, меняющуюся под воздействием материальных и нематериальных частиц бытия личностную сущность.
В каждой школе буддизма эти на первый взгляд сложные понятие имеют свои особенности, однако сейчас важно понять то, что перерождение — это не реинкарнация, для которой достаточно переселения определенной души в другое тело. Это гораздо более сложный процесс, обусловленный потоками ума, формирующими сознание. Поэтому поддержание сознания в такой важный момент, как наступление физической смерти, очень важно.
Итак, в буддизме при умирании желательно находиться в сознании, усмирять свои земные заботы и размышлять о предстоящем переходе в новую сущность. Ведь именно в процессе умирания суммируются результаты предыдущих перерождений и подходящей к концу настоящей жизни, и формируется карма для последующего перерождения. Конечно же в такой момент бывает очень нелегко, поэтому лучше пригласить ламу, который поможет успокоиться молитвой, ароматерапией и медитацией.
Важно. Исповедование и отпущение грехов ни в каком виде не применяется в буддийской практике. Только благородные мысли, добрые дела и самостоятельная работа над собой способствует улучшению кармы.
При всей сложности философских понятий и многообразии категорий, реальный физический алгоритм похоронных процедур исключительно прост и непритязателен.
Тело умершего не является важным, оно пусто и бесполезно, но рядом стоит душа, которая в нем обитала. Чаще всего три дня тело не трогают и только потом приступают к его подготовке к погребению. Иногда тело бальзамируется, изредка даже мумифицируется, но чаще прибегают к омовению, протиранию спиртом, изоляции физиологических отверстий ватными тампонами и зашиванию век.
Внимание! К вскрытию в буддизме относятся крайне отрицательно, оно может проводиться только в исключительных случаях.
Одежда, включая головной платок и чулки, должна быть простая и однотонно-черная или белая. Иногда, в соответствии с традициями, тело снабжают такими атрибутами, как четки в руку, монетки в кошельке на шею, соломенная обувь.
Гроб и положение тела имеют значение лишь для приверженцев старых норм.
В общем случае хоронят буддиста на третий день после смерти. Однако это может случиться и раньше, и позже — в зависимости от объективных или субъективных причин. К первым относятся особенные календарные дни, связанные с календарными праздниками или астрологическими показателями. Ко вторым — точное время рождения и смерти. Благоприятную дату и час назначает Лама. Кроме этого, он указывает, как и в какую стороны выносить тело, как его лучше одеть, кто может прийти на похороны и прочие тонкости. При этом руководствуется соображениями о создании наилучших обстоятельств для перерождения души, которое может наступить как на следующий день, так и в любой последующий. Крайний срок, отмеренный для перерождения — 49 дней.
Чаще всего способом погребения является огонь или земля. Однако равноправными являются вода, небо и даже деревья. Небесный способ, например, является традиционным в Тибете: обнаженное тело оставляют в горах, а останки собирают только после того, как свершилась священная трапеза птиц или зверей.
Перед тем, как хоронить земные останки, проводится суточное бдение с предварительным чтением молитвы ламой.Если захоронение осуществляется в землю: сначала освящается участок, гроб укладывается так, чтобы голова была ориентирована на запад. У изголовья устанавливается шест с молитвами, в ногах — памятная плита с текстом.
В разное время и в разных регионах траурные ограничения существенно отличались. Порой все было очень строго, несмотря на то, что Учение не считает это принципиальным вопросом. В современном мире для буддистов продолжительность траура зависит от степени родства: 100 дней для близких родственников и 49 для дальних. Единственное ограничение траура — одежда серого цвета. И даже это относительно, так как для многих важен рабочий дресс-код и умение не демонстрировать траурный настрой среди сослуживцев. Поэтому для проявление траура остается нерабочее время. В областях, где сильны конфуцианские традиции и, соответственно, приверженность условностям, с трауром все более строго и продолжительно.
Буддизм — это не религия незыблемых догм. Это вера, которая позиционирует себя не как истина в последней инстанции, но как средство ее обретения. Поэтому важна практика прощения и понимания.
Похоронный ритуал совершается либо так, как принято в буддизме, либо по договоренностями со священниками других религий и обязательно с учетом волеизъявления, оставленного покойным. Или же по желанию родных и близких.
Прощание с покойным не должно сопровождаться громкими звуками и бурным проявлением чувств. Цветок и записка с соболезнованиями на столик с фотографией и памятными вещами, конверт с похоронным денежным «взносом» и, если на то есть разрешение — последнее касание. Речи, высказывания, как и последняя молитва ламы будут уже перед захоронением или сожжением.
По традиции кладбище, крематорий, колумбарий могут посещать только взрослые мужчины. Иногда пожилые женщины. Однако для особых обстоятельств делаются исключения.
По окончании печальной церемонии присутствовавшие должны очиститься — совершить омовение рук и лица и окуривание благовониями. Потом можно войти в дом, в котором лама провел обряд с призывом счастья, и где приготовлена поминальная трапеза.
Важно! Буддийский похоронный обряд абсолютно исключает употребление алкоголя.
Душа, не достигшая достаточного просветления для освобождения от сансары, освободившись от телесной оболочки, блуждает в поисках нового воплощения. Перерождение возможно в одном из шести миров, населенных небожителями, полубогами, адскими созданиями, голодными духами, животными или людьми. Хотя мир людей не самый совершенный, именно в нем душа будет ближе всего к освобождению и достижению нирваны, так как именно человеку свойственно критическое мышление и проникновение в суть вещей.
По сути Книга Мертвых дает подсказки душе покойного, поэтому в идеале ее читают над его прахом в течение 49 дней. Но в большинстве случаев просто проводят семейные поминальные мероприятия с участием ламы на каждый седьмой день, полагая что это соответствует семи испытаниям для души, ищущей правильный выход. В течение этого времени в доме покойного не угасает лампадка и, как правило, находится урна с кремированным прахом. На 49-й день принято проводить завершающий обряд —Тараал: родственникам можно посетить дацан, принести подношения ламам и просить о прочтении молитвы Юроол с благими пожеланий вослед ушедшей душе и для здравствующих представителей рода. Пришедшие в этот день в дом покойного угощаются рисом.
Прописных истин для поминальных обрядов в буддизме не предусмотрено.
Вообще поминальные традиции могут быть разными не только для разных школ буддизма, но и для разных регионов.
В заключение хотим сказать, что наша служба всегда может оказать поддержку тем, кто понес утрату: пригласить ламу, помочь с организационными мероприятиями и транспортом, найти место для захоронения, изготовить и установить надгробный обелиск,а также решить формальные юридические вопросы с бумажным оформлением.
Оставьте заявку или задайте вопрос, используя форму ниже. Мы обязательно ответим вам в кратчайшие сроки.